Дополнительная образовательная программа начальной лётной подготовки

21 декабря 2021 - Администратор

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АМУРСКИЙ АЭРОКЛУБ ДОСААФ РОССИИ»

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник

Амурского аэроклуба

ДОСААФ России

______________В.В. Никитин

«___»__________20__г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОЙ ЛЁТНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ НА ТРАСПОРТНЫХ САМОЛЕТАХ АВИАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОСААФ РОССИИ

 

 

 

 

 

                                                                

 

 

                     

 

 

 

                                                  Благовещенск

                                                2021 г.

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Программы первоначальной подготовки курсантов на транспортных самолетах в  АНО ДО «Амурский аэроклуб ДОСААФ России» представляет собой описание объема и содержание программы теоретического обучения, курса учебно-летной подготовки и обеспечивает качество обучения летного персонала, необходимое для безопасной и квалифицированной эксплуатации воздушного судна.

Теоретическая программа первоначальной лётной подготовки курсантов представляет собой описание объема и содержание программы теоретического обучения и обеспечивает качество обучения летного персонала, необходимое для безопасной и квалифицированной эксплуатации воздушного судна. После сдачи экзаменов обучаемый допускается к прохождению наземной и летной подготовок.

Первоначальная летная подготовка на транспортных самолетах проводится в соответствии с требованиями КУЛП, который входит в состав «Программ подготовки авиационного персонала», утвержденных Руководителем органа по сертификации АУЦ ГА, начальником УНЛД ФСНСТ Министерства транспорта РФ в 2004 году. Программа лётной подготовки не предусматривает получение обучаемыми документов об образовании и предназначена для организации предпрофессиональной подготовки обучаемого с целью определения целесообразности его дальнейшей профессиональной подготовки в качестве пилота.

        Основные усилия руководящего состава и авиационного персонала Амурского аэроклуба направляются на проведение первоначальной летной и парашютной подготовки кадет суворовских училищ, кадетских школ, учащихся школ для поступления в образовательные учреждения профессионального образования министерства обороны РФ.

Требования, предъявляемые к курсанту:

а) быть старше 15 лет.

б) продемонстрировать знания в следующих областях:

- практическая аэродинамика соответствующего класса ВС;

-конструкции и эксплуатации воздушного судна;

- правил полетов;

- практики и правил обслуживания воздушного движения;  

- принципов работы систем и приборного оборудования;

- эксплуатационных ограничений;

- соответствующих эксплуатационных данных из руководства по летной эксплуатации или эквивалентного ему документа;

- влияния загрузки и распределения массы на летные характеристики, учет массы и центровки;

-  использования и практического применения параметров взлетных (стартовых), посадочных и  других летно-технических характеристик;

- применения основ авиационной метеорологии;

- правил получения и использования метеорологической информацией;

 -                                     измерения высоты;

- практических аспектов аэронавигации и методов счисления пути, пользования аэронавигационных карт;

- соблюдения мер предосторожности и действий в аварийной обстановке, включая действия, предпринимаемые с целью обхода опасных метеоусловий, турбулентности в следе и других опасных явлений.

в) приобрести опыт эксплуатации воздушных судов в областях:

    - предполетной подготовки воздушного судна;

    - выполнения технических приемов и правил, применяемых при используемом методе старта, включая соответствующие ограничения воздушной скорости, порядка действий в аварийной обстановке и использование сигналов;

     - выполнения полетов по схемам движения, методов и мер, применяемые для предотвращения столкновений;

       - управления с помощью внешних визуальных ориентиров;

       - выполнения полета в эксплуатационном диапазоне режимов полета;

       - распознавания начального и развившегося сваливания и вывод из него и других опасных режимов полета;

       - предотвращения выхода на опасные режимы полета;

       - взлеты, посадки в нормальных условиях, при боковом ветре, посадки с выключенным двигателем;

       - порядка действий в аварийной обстановке.

      г) иметь действующее медицинское заключение на допуск к полётам на данном типе ВС.

 

ЧАСТЬ 1. ПРОГРАММА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная программа составлены в соответствии с требованиями ФАП «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» (утв. приказом Минтранса РФ от 12 сентября 2008 г. № 147) и на основании «Программ подготовки авиационного персонала на сверхлегких летательных аппаратах», утвержденных Руководителем органа по сертификации АУЦ ГА, начальником УНЛД ФСНСТ Министерства транспорта РФ в 2004 году.

Учебная программа представляет собой описание объема и содержание программы теоретического обучения и обеспечивают качество обучения летного персонала, необходимое для безопасной и квалифицированной эксплуатации воздушного судна.

Программа составлена службой летно-методической подготовки и безопасности полетов Амурского аэроклуба ДОСААФ России.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

Распределение учебных часов по предметам

 

п/п

Наименование дисциплин

Кол-во

часов

Контроль

знаний

1

Практическая аэродинамика.

57

   зачет

2

Конструкция самолета.

35

зачет

3

Конструкция двигателя.

35

зачет

4

АО, РЭО самолета.

25

зачет

5

Эксплуатация авиационной техники.

20

зачет

6

Навигация.

25

зачет

7

Авиационная метеорология.

11

зачет

8

Радиосвязь и РТО полетов.

10

зачет

9

Авиационная медицина.

5

 

10

Поисково-спасательное обеспечение

10

 

11

Положение документов, регламентирующих летную работу и обеспечение безопасности полетов. ИПП  в районе аэродрома.

5

 

12

РЛЭ самолета.

27

зачет

13

Парашютно-десантная подготовка.

35

зачет

 

Всего по общей подготовке

300

 

 

Указанный объем в часах является минимальным и может быть увеличен в зависимости от качества усвоения материала обучаемыми.

 

ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: «ПРАКТИЧЕСКАЯ АЭРОДИНАМИКА САМОЛЕТА АН-2»

 

  1. Пояснительная записка
    1. Учебная цель.

 

Дать кандидату необходимые знания аэродинамики и динамики полета ВС.

Помочь разобраться в сущности возникающих в полете явлений, что позволит полнее использовать возможности авиационной техники при соблюдении условий безопасности полетов.

После завершения изучения дисциплины кандидат должен знать:

  • основы аэро- и гидродинамики;
  • физическую сущность основных формул;
  • аэродинамические характеристики ВС;
  • влияние внешних условий на аэродинамические характеристики ВС;
  • аэродинамику ВС на различных этапах полета;
  • физическую сущность устойчивости и управляемости ВС;
  • выполнение полетов в особых условиях и при особых случаях.

  Вид контроля знаний: экзамен.

 

    1. Методические указания.

 

Занятия по практической аэродинамике должны проводиться в специально оборудованном классе, с использованием моделей, макетов, схем и других наглядных пособий.

При изучении тематики особое внимание уделяется раскрытию физической сущности явлений, происходящих в полете. Вопросы техники пилотирования тесно увязывать с вопросами эксплуатации летательного аппарата. Изучая характерные ошибки в технике пилотирования на различных этапах полета, необходимо обучать летный состав правильной оценке возникшей ошибки и методике ее исправления.

 

  1. Тематический план

 

п/п

Наименование тем

Кол-во

часов

1

Основные сведения воздуха.

3

2

Аэродинамические силы.

6

3

Силовая установка самолета.

2

4

Горизонтальный полет самолета.

3

5

Подъем самолета.

4

6

Планирование самолета.

3

7

Взлет самолета.

6

8

Посадка самолета.

8

9

Устойчивость и управляемость самолета.

3

10

Штопор.

6

11

Фигуры простого пилотажа.

6

12

Фигуры сложного пилотажа.

3

13

Дальность и продолжительность полета.

2

 

Зачет

2

 

Итого:

57

 

  1. Содержание тем

 

Тема № 1. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО АЭРОДИНАМИКЕ.

Атмосфера Земли. Физические характеристики атмосферы и их влияние на полет. Температура воздуха. Атмосферное давление. Плотность воздуха. Международная стандартная атмосфера. Инертность, вязкость и сжимаемость воздуха.

Основные законы движения газов: закон неразрывности струи и уравнение постоянства расхода газа; закон Бернулли для струи несжимаемого газа. Аэродинамические трубы. Типы труб и принцип их работы.

Физические свойства жидкости. Физическая сущность движения тела в жидкой среде.

 

Тема № 2. АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА АН-2.

Обтекание тел воздушным потоком. Основной закон сопротивления воздуха.

Крыло и его назначение. Основные геометрические характеристики крыла: размах, хорда, площадь, форма в плане, удлинение, основные профили и толщина крыла.

Основные сведения об углах атаки и скольжения. Аэродинамический спектр обтекания крыла. Возникновение подъемной силы и лобового сопротивления крыла. Аэродинамическое качество крыла. Построение аэродинамических характеристик крыла и самолета: поляра самолета, качество по углу атаки; определение по этим графикам всех необходимых данных самолета.

Причины падения коэффициента подъемной силы на закритических углах атаки. Способы увеличения коэффициента подъемной силы и особенности аэродинамики механизированного крыла.

Понятие о распределении давления по хорде и размаху крыла. Перемещение центра давления крыла и самолета.

Основные сведения о гидродинамических силах.

 

Тема № 3. АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ.

Назначение и виды авиационных силовых установок. Классификация воздушных винтов. Геометрические характеристики винта: диаметр, форма лопасти, форма профиля, элемент лопасти, хорда сечения лопасти и угол наклона, геометрический шаг.

Скорость движения и угол атаки элемента лопасти винта. Аэродинамические силы винта, влияющие на величину силы тяги винта.

График располагаемой тяги ВС в зависимости от скорости полета.

Мощность винта. Коэффициент полезного действия винта. График располагаемой мощности винта в зависимости от скорости полета. Понятие о влиянии высоты полета на располагаемую мощность.

Особенности работы винта с изменяемым шагом.

 

Тема № 4. ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПОЛЕТ. НАБОР ВЫСОТЫ. ПЛАНИРОВАНИЕ.

    1. Горизонтальный полет.

Схема и соотношение сил в установившемся горизонтальном полете.

Скорость, потребная для горизонтального полета. Потребная тяга и мощность для горизонтального полета.

Кривые Жуковского потребных и располагаемых тяг.

Диапазон скоростей горизонтального полета. Первый и второй режимы горизонтального полета и их особенности. Эволютивная скорость горизонтального полета (определение). Запас скорости и его значение в летной работе.

Влияние высоты на потребные скорости горизонтального полета.

Влияние массы самолета на потребные скорости. Техника выполнения прямолинейного полета; требования к нему.

    1. Набор высоты.

Условия установившегося набора высоты. Уравнение движения при наборе высоты. Связь между углами наклона траектории набора высоты, углом атаки и углом наклона продольной оси самолета.

Потребная скорость для набора высоты. Влияние различных факторов на скороподъемность ВС. Указательница траектории набора высоты. Первый и второй режимы набора высоты и их особенности.

Теоретический, практический и динамический потолки ВС.

    1. Планирование самолета.

Силы, действующие на ВС при планировании. Уравнение движения. Потребная скорость планирования. Угол планирования. Вертикальная скорость планирования. Дальность планирования. Влияние различных факторов на дальность планирования.

Указательница траекторий планирования. Первый и второй режимы планирования и их особенности. Понятие о скольжении. Влияние щитка на угол и дальность планирования.

 

Тема № 5. УСТОЙЧИВОСТЬ И УПРАВЛЯЕМОСТЬ.

Оси вращения ВС. Равновесие сил и моментов. Виды равновесия. Центровка ВС. Пределы центровки. Продольное равновесие ВС. Сущность продольной устойчивости ВС и условия ее обеспечения.

Основные факторы, влияющие на продольную устойчивость ВС: центровка, площадь стабилизатора, длина фюзеляжа, работа винта.

Продольная управляемость ВС (определение). Сущность продольной управляемости и основные факторы, влияющие на эту управляемость ВС. Работа руля высоты. Работа триммера.

Боковое равновесие ВС (определение). Условия бокового равновесия ВС. Факторы, влия- ющие на боковое равновесие ВС: косая обдувка ВС от винта, влияние отклонения элеронов и руля направления.

Боковая устойчивость ВС (определение). Факторы, обеспечивающие флюгерную и поперечную устойчивость. Проявление в полете боковой устойчивости ВС.

Боковая управляемость ВС (определение). Понятие о путевой устойчивости ВС.

Путевая управляемость ВС. Работа и назначение руля поворота. Поперечная управляемость ВС. Работа и назначение элеронов.

Простые элероны. Способы, облегчающие боковое управление ВС. Вибрация ВС.

 

Тема № 6. ВЗЛЕТ И ПОСАДКА САМОЛЕТА АН-2.

6.1. Взлет.

Определение взлета. Профиль и этапы взлета. Силы, действующие на самолет при взлете. Скорость отрыва ВС. Изменение сил, действующих на самолет в процессе разбега. Влияние основных факторов на длину разбега. Причины разворота самолета на разбеге: действие реакции винта, прецессионного момента, закрутки струи винтом. Влияние ветра на технику выполнения взлета. Взлетная дистанция. Техника выполнения взлета.

  1. 2. Посадка.

Этапы посадки. Силы, действующие на ВС на различных этапах посадки. Факторы, влияющие на посадочную скорость. Пробег ВС и факторы, влияющие на длину пробега. Посадочная дистанция. Факторы, влияющие на технику выполнения посадки: состояние посадочной полосы; режим работы двигателя; схема шасси; положение щитка; направление и скорость ветра. Техника выполнения посадки. Ошибки при выполнении посадки. Особенности техники выполнения вынужденной посадки.

 

Тема № 7. ДАЛЬНОСТЬ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПОЛЕТА САМОЛЕТА АН-2.

Определения: дальность и продолжительность полета, часовой и километровый расход топлива.

Влияние на дальность и продолжительность полета скорости полета, аэродинамики самолёта, удельного расхода топлива, высоты полета, полетной массы, температуры воздуха, ветра.

Практика выполнения расчетов дальности и продолжительности полета.

 

Перечень литературы:

 

 - Энциклопедия пилота, ДОСААФ России, 2011 г.;

  - Практическая аэродинамика и динамика полета самолета Ан-2.

 

 

 

 

4.Тематическое планирование

 

№ урока

№ темы

Темы занятий

Задания на самоподготовку

1

1

Основные свойства воздуха.

Повторить свойства атмосферы.

2

1

Основные законы движения газов.

Выучить основные законы движения газов.

3

2

Аэродинамические силы. Крыло и его назначение.

Уяснить: крыло и его назначение.

4

2

Возникновение подъемной силы и силы сопротивления.

Повторить порядок образования У и

Х.

5

2

Аэродинамическое качество.

Причины падения У.

6

3

Назначение СУ и общие сведения воздушных винтов.

Геометрические характеристики винта.

7

3

Аэродинамические свойства винта.

График располагаемой мощности винта.

8

4

Горизонтальный полет.

Повторить схему сил и уравнения движения.

9

4

Скорость, тяга и мощность потребные для ГП.

Выучить диапазоны скоростей ГП.

10

5

Условия установившегося набора высоты.

Повторить условия установившегося набора высоты.

11

5

Потребная скорость при наборе высоты.

Выучить 1-й и 2-й режимы набора.

12

6

Планирование самолета. Схема сил и уравнения движения.

Повторить схему сил и уравнения движения.

13

6

Влияние различных факторов на планирование.

Повторить влияния факторов на планирование.

14

7

Взлет самолета. Схема сил и уравнения движения.

Повторить схему сил и уравнения движения.

15

7

Взлет с боковым ветром.

Повторить влияние ветра на взлет самолета.

16

8

Посадка. Схема сил и уравнения движения.

Повторить схему сил и уравнения движения.

17

8

Характеристики посадки.

Повторить характеристики посадки.

18

8

Посадка с боковым ветром.

Повторить влияние ветра на посадку.

19

9

Боковая устойчивость самолета.

Выучить определение устойчивости и управляемости.

20

9

Продольная устойчивость и управляемость.

Повторить определение устойчивости и управляемости.

21

10

Определение и виды штопора.

Повторить виды штопора.

22

10

Причины возникновения штопора.

Повторить причины возникновения штопора.

23

11

Вираж.

Повторить схему сил и уравнения движения.

24

11

Восходящая спираль.

Повторить определение, схему сил и управления движения.

25

11

Нисходящая спираль.

Повторить определение, схему сил и управления движения.

26

12

Боевой разворот.

Повторить определение, схему сил и управления движения.

27

12

Пикирование и горки.

Повторить схему сил и управления движения.

28

13

Дальность и продолжительность полета.

Повторить определение.

29

13

Расчет дальности и продолжительности.

Произвести расчет дальности и продолжительности.

30

 

Зачет

 

 

ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ:

«КОНСТРУКЦИЯ САМОЛЕТА АН-2»

 

      1. Пояснительная записка
        1. Учебная цель.

 

После завершения изучения дисциплины курсант должен знать:

  • конструкцию ВС;
  • работу систем ВС;
  • устройство ВПУ;
  • эксплуатационные характеристики и ограничения ВС характерные признаки отказов и неисправностей и методы их устранения;
  • особенности эксплуатации в различных погодных условиях. Уметь:

грамотно использовать полученные теоретические знания в практической деятельности.

Вид контроля знаний: экзамен.

 

1.2.      Методические указания

 

       Изучение конструкции следует проводить в учебном классе конструкции и эксплуатации ВС с использованием учебного ВС, монтажных и принципиальных схем, действующих макетов, мо- делей и других наглядных пособий. При изучении конструкции отдельных узлов, агрегатов и систем необходимо уяснить назначение, основные данные, устройство, принцип работы, размещение на самолете, особенности эксплуатации, характерные неисправности и методы их устранения. На практических занятиях закреплять знания, полученные на теоретических занятиях

           

2.Тематический план

 

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

1

Основные данные самолета

2

2

Конструкция планера

4

3

Управление самолета

4

4

Взлетно-посадочные устройства

4

5

Воздушная система

6

6

Топливная система

3

7

Масляная система

3

8

Элементы силовой установки

4

9

Воздушный винт

3

 

Зачет

2

 

Итого

35

 

3.Сожержание тем

 

Тема № 1. ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ САМОЛЕТА.

Характеристика конструкции самолета. Основные летные данные: максимальная скорость горизонтального полета у земли и по высотам, скороподъемность, практический потолок, посадочная скорость.

 

Тема № 2. КОНСТРУКЦИЯ ПЛАНЕРА.

Фюзеляж. Тип, назначение и основные части. Конструкция и материал силового каркаса и стыковых узлов. Устройство опалубки. Обшивка и смотровые люки. Конструкция фонаря. Крыло. Назначение, тип и основные части. Конструкция и материал силового каркаса и стыковых узлов. Конструкция и крепление элеронов и посадочных щитков. Обшивка крыла и смотровые люки. Хвостовое оперение. Назначение, тип и основные части: стабилизатор, киль, рули поворота и высоты, триммер. Конструкция, материал и крепление.

 

Тема № 3. УПРАВЛЕНИЕ САМОЛЕТА.

Общая характеристика органов управления рулями высоты и поворота, элеронами и триммером. Агрегаты управления, их конструкция, материал и размещение.

 

Тема № 4. ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА.

       Общая характеристика, назначение и тип шасси. Основные детали шасси. Конструкция и материал стоек шасси. Применяемая амортизационная жидкость и давление воздуха в амортизационных стойках и пневматиках колес. Возможные дефекты, способы их обнаружения и устранения.

 

Тема № 5. ВОЗДУШНАЯ СИСТЕМА.

        Принципиальная схема воздушной системы. Детали и агрегаты системы. Зарядка воздухом на земле. Контроль за воздушной системой. Характеристики неисправности.

 

Тема № 6. ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА.

Принципиальная схема питания двигателя топливом. Детали и агрегаты системы, их назначе- ние, характеристика и размещение. Путь топлива в системе. Емкость баков, применяемый сорт топлива. Нормы заправки и расхода топлива. Точки слива. Контроль за расходом топлива. Характерные неисправности.

 

Тема № 7. МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА.

Принципиальная схема масляной системы и циркуляции масла. Детали и агрегаты системы, их назначение и размещение. Емкость маслобака, максимальное количество заправляемого в бак масла. Минимальная заправка. Применяемый сорт масла. Контроль за давлением и температурой входящего в двигатель масла.

 

Тема № 8. ЭЛЕМЕНТЫ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ.

Общая характеристика и назначение силовой установки. Конструкция, материал и работа рамы двигателя. Крепление двигателя к раме. Капоты двигателя. Конструкция воздухоприемника карбюратора и выхлопных патрубков.

 

Тема № 9. ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ.

     Общая характеристика и основные технические данные винта. Основные детали винта, их конструкция, работа и назначение. Принципиальная схема работы винта. Характерные неисправности винта и методы их устранения.

 

Перечень литературы:

- РЛЭ самолета;

- Конструкция самолета АШ-62ИР.

 

 

4.Тематическое планирование

 

№ урока

№ темы

Темы занятий

Задания на самоподготовку

1

1

Основные данные самолета

Повторить геометрические характеристики

2

2

Планер самолета

Выучить основные данные самолета

3

2

Фюзеляж, крыло, оперение, кабина

Повторить назначения основных частей планера

4

3

Управление рулем высоты и электронами

Повторить управление рулем высоты и электронами

5

3

Управление рулем направления

Повторить управление рулем направления

6

4

Общие сведения, назначения и тип шасси

Повторить назначение и тип шасси

7

4

Взлетно-посадочные устройства

Повторить конструкцию ВПУ

8

5

Общие сведения

Повторить общие сведения

9

5

Основная и аварийная система

Повторить назначения воздушной системы

10

5

Краткие сведения об агрегатах

Повторить назначения агрегатов

11

6

Основные данные. Краткие сведения об агрегатах.

Повторить данные и сведения об агрегатах

12

6

Емкость банков, сорт применяемого топлива

Повторить емкость баков

13

7

Основные сведения. Краткие сведения об агрегатах

Повторить сведения об агрегатах

14

7

Схема масляной системы. Циркуляция масла.

Выучить схему масляной системы

15

8

Общие сведения

Повторить общие сведения

16

8

Элементы силовой установки

Повторить состав СУ

17

9

Общие сведения

Повторить общие сведения

18

10

Воздушный винт

Повторить конструкцию воздушного винта

 

 

Зачет

 

 

 

 

            ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ:

«КОНСТРУКЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ САМОЛЕТА АН-2»

 

                                                                 1.Пояснительная записка

                                      1.1.Учебная цель

 

После завершения изучения дисциплины курсант должен знать:

  • конструкцию ВС;
  • работу систем ВС;
  • устройство ВПУ;
  • эксплуатационные характеристики и ограничения ВС характерные признаки отказов и неисправностей и методы их устранения;
  • особенности эксплуатации в различных погодных условиях. Уметь:

грамотно использовать полученные теоретические знания в практической деятельности.

Вид контроля знаний: экзамен.

 

1.2.Методические указания

 

       Изучение конструкции следует проводить в учебном классе конструкции и эксплуатации ВС с использованием учебного ВС, монтажных и принципиальных схем, действующих макетов, моделей и других наглядных пособий. При изучении конструкции отдельных узлов, агрегатов и систем необходимо уяснить назначение, основные данные, устройство, принцип работы, размещение на самолете, особенности эксплуатации, характерные неисправности и методы их устранения. На практических занятиях закреплять знания, полученные на теоретических занятиях.

 

 

2.Тематический план

 

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

1

Основы теории поршневых двигателей

6

2

Основные данные эксплуатируемого двигателя

2

3

Картер, коленчатый вал, шатуны, поршни и цилиндры

6

4

Механизм газораспределения

4

5

Система передач к агрегатам

5

6

Система смазки двигателя

4

7

Топливная система двигателя

2

8

Система зажигания

4

 

Зачет

2

 

Итого

35

 

3.Содержание тем

 

Тема № 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПОРШНЕВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ.

Принцип и схема работы четырехтактного двигателя. Основные части четырехтактного двигателя и их назначение. Назначение кривошипно-шатунного механизма. Понятие о мертвых точках. Камера сжатия, рабочий и полный объем цилиндра. Назначение и осуществление процесса впуска. Весовой заряд цилиндра и факторы, влияющие на его величину. Назначение и осуществление процесса сжатия. Степень сжатия и ее численная величина для двигателя. Процесс сгорания и его назначение. Скорость сгорания топливовоздушной смеси. Коэффициент избытка воздуха и его влияние на скорость сгорания топливовоздушной смеси. Назначение опережения зажигания. Понятие о детонации, факторы, влияющие на нее, внешние признаки и последствия. Октановое число топлива и способы его увеличения. Назначение и осуществление процесса расширения. Догорание смеси, причины и последствия. Назначение и осуществление процесса выпуска. Понятие о диаграмме газораспределения. Фазы газораспределения и перекрытие клапанов.

 

Тема № 2. ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО ДВИГАТЕЛЯ.

Характеристика конструкции двигателя. Основные данные двигателя: нумерация цилиндров и порядок их работы, ход поршня, диаметр цилиндра, степень сжатия, рабочий объем всех цилиндров, режимы работы двигателя, минимальные и максимально допустимые обороты, температура головок цилиндров и масла, давление топлива и масла, масса и ресурс двигателя.

 

Тема № 3. КАРТЕР, КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ, ЩАТУНЫ И ЦИЛИНДРЫ.

Картер. Назначение и конструкция. Силы, действующие на картер. Соединение частей картера и уплотнение в местах сочленения. Назначение и осуществление суфлирования. Крепление картера к раме двигателя. Масляная магистраль. Маслоотстойник. Коленчатый вал. Назначение, конструкция и применяемый материал. Силы, действующие на коленчатый вал. Назначение и конструкция противовесов. Опоры коленчатого вала и его фиксация в продольном отношении. Масляные каналы. Шатуны. Назначение, комплект и расположение. Конструкция, материал изготовления и сочленение. Смазка. Поршни. Назначение, условия работы и силы, действующие на поршень. Конструкция и материал поршня, поршневого пальца и поршневых колец. Смазка поршня. Зазор колец и их назначение. Цилиндры. Назначение, конструкция и материал. Условия работы и силы, действующие на цилиндр. Смазка, охлаждение и крепление цилиндра.

 

Тема № 4. МЕХАНИЗМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ.

        Назначение и схема механизма газораспределения. Детали механизма, их назначение и взаимодействие. Конструкция деталей и материал их изготовления. Смазка деталей механизма газораспределения.

 

 

Тема № 5. СИСТЕМА ПЕРЕДАЧ К АГРЕГАТАМ

        Кинематическая схема двигателя. Материал, конструкция, уплотнения и смазка приводов, генератора, топливного и масляного насосов.

 

 Тема № 6. СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ

        Назначение и тип смазки. Схема смазки двигателя. Детали, смазываемые под давлением и разбрызгиванием. Назначение и расположение фильтров. Назначение, тип и принцип работы масляного насоса. Конструкция насоса и регулирование давления масла. Приборы контроля работы системы смазки.

 

Тема № 7. ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ДВИГАТЕЛЯ

        Топливный насос. Назначение, тип и расположение насоса на двигателе. Принцип работы насоса, назначение, устройство и работа качающего и редукционного узлов насоса. Регулирование давления топлива. Карбюратор. Назначение, тип, основные узлы и расположение карбюратора на двигателе. Назначение и конструкция корпуса. Назначение, конструкция и работа рычажно-кулисного механизма, мембранного регулятора, системы малого газа, главной дозирующей системы, насоса приемистости и высотного корректора. Характерные неисправности и признаки их обнаружения.

 

Тема № 8. СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

        Схема зажигания. Агрегаты системы зажигания и их расположение. Пусковая катушка. Назначение и принцип действия. Соединение катушки с источником питания. Работа пусковой катушки. Свечи. Назначение, расположение и марки применяемых свечей. Материал, конструкция, уплотнение и работа свечи. Электропроводка и экранировка. Назначение.

 

Перечень литературы

 

- Руководство по полетной эксплуатации;

- Конструкция самолета, М-1990.

 

4.Тематическое планирование

 

№ п/п

№ темы

Темы занятий

Задания на самоподготовку

1

1

Характеристики двигателя

Повторить характеристики двигателя

2

1

Принцип и схема работы двигателя

Повторить принцип и схему работы двигателя

3

2

Основные данные. Режимы работы

Повторить основные данные. Режимы работы.

4

3

Назначение и конструкция картера

Повторить назначение и конструкцию картера

5

3

Силы, действующие на коленчатый вал и поршни

Повторить действующие силы

6

3

Смазка, охлаждение и крепление цилиндров

Повторить устройство цилиндров

7

4

Назначение и схема работы

Повторить схему работы

8

4

Детали механизма и их назначение

Повторить назначение механизмов

9

5

Основы теории смазки

Повторить основы теории смазки

10

5

Смазка приводов агрегатов

Повторить смазку агрегатов

11

6

Основы теории смазки

Назначение и тип смазки

12

6

Масляный насос

Назначение и принцип работы насос

13

7

Система питания двигателя топливом

Назначение и схема питания двигателя топливом

14

7

Регулировка давления бензина

Повторить регулировку давления бензина

15

8

Общие сведения. Система зажигания

Повторить общие сведения

16

8

Магнето, свечи. Расположение и назначение

Повторить расположение и назначение магнето и свечей

 

 

Зачет

 

 

ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ:

«АВИАЦИОННОЕ И РАДИОЭЛЕТРОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

САМОЛЕТА АН-2»

 

                                                                 1.Пояснительная записка

                                      1.1.Учебная цель

 

После завершения изучения дисциплины курсант должен знать:

  • конструкцию ВС;
  • работу систем ВС;
  • устройство ВПУ;
  • эксплуатационные характеристики и ограничения ВС характерные признаки отказов и неисправностей и методы их устранения;
  • особенности эксплуатации в различных погодных условиях. Уметь:

грамотно использовать полученные теоретические знания в практической деятельности.

Вид контроля знаний: экзамен.

 

        1. Методические указания

 

       Изучение конструкции следует проводить в учебном классе конструкции и эксплуатации ВС с использованием учебного ВС, монтажных и принципиальных схем, действующих макетов, мо- делей и других наглядных пособий. При изучении конструкции отдельных узлов, агрегатов и систем необходимо уяснить назначение, основные данные, устройство, принцип работы, размещение на самолете, особенности эксплуатации, характерные неисправности и методы их устранения. На практических занятиях закреплять знания, полученные на теоретических занятиях.

 

2.Тематический план

 

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

1

Электрооборудование самолета

4

2

Приборы контроля работы двигателя, отдельных систем и агрегатов

5

3

Пилотажно-навигационное оборудование

6

4

Радиосвязное и радиолокационное оборудование самолета

8

 

Зачет

2

 

Итого

25

 

3.Содержание тем

 

Тема № 1. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА АН-2.

Назначение и общая характеристика электрооборудования. Источники электроэнергии на самолете. Технические данные, конструкция и принцип действия генератора и преобразователя. Аккумулятор, его технические данные, конструкция, принцип действия, правила зарядки и проверки. Регулирующие устройства, их назначение и принцип действия. Потребители электроэнергии на самолете и их характеристика. Правила проверки источников электроэнергии перед полетом.

 

Тема № 2. ПРИБОРЫ КОНТРОЛЯ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ, ОТДЕЛЬНЫХ СИСТЕМ И АГРЕГАТОВ.

Назначение, комплект, принцип действия и работа приборов контроля работы двигателя и систем самолёта.

 

Тема № 3. ПИЛОТОЖНО-НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.

Общая характеристика пилотажно-навигационного оборудования самолета. Указатель скорости, принцип его действия, устройство и погрешности. Высотомер, принцип его действия, устройство и погрешности. Вариометр, принцип его действия, устройство и работа. Авиагоризонт, принцип его действия, устройство и работа. Правила пользования авиагоризонтом. Магнитный компас КИ-13. Устройство и правила его использования. Погрешности. Устранение и списание девиации.

 

Тема № 4. РАДИОСВЯЗНОЕ И РАДИОНАВИАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА.

Тактико-техническое данные радиостанции. Назначение, технические данные радиостанции. Назначение блоков станции и размещение их на самолете. Назначение пульта дистанционного управления. Размещение органов управления. Порядок включения и настройки радиостанции. Самолетное переговорное устройство. Назначение, технические данные и устройство. Назначение абонентского аппарата.

 

Перечень литературы:

 

- РС самолета Ан-2;

- конструкция самолета, М-1990;

- штурманский справочник, Итников Х.Г., М-1978.

 

 

4.Тематическое планирование

                                                                           

№ урока

№ темы

Темы занятий

Задания на самоподготовку

1

1

Система электроснабжения

Повторить систему электроснабжения

2

1

Источники и потребители электроэнергии на самолете

Знать источники и потребители элетроэнергии

3

2

Приборы контроля двигателя

Знать приборы

4

2

Оборудование кабин

Знать оборудование кабин

5

2

Назначение, комплект и работа приборов

Знать комплект и работу приборов

6

3

Курсовая система ГМК-1А

Знать назначение и принцип действия

7

3

Указатель скорости. Принцип действия

Знать принцип действия УС

8

3

Авиагоризонт. Принцип действия

Знать принцип действия АГД

9

4

Радиостанция «Баклан-5»

Повторить ТТД радиостанции

10

4

Самолетное переговорное устройство СПУ-9

Повторить работу СПУ-9

11

4

Автоматический радиокомпас АРК-15 м

Повторить ТТД АРК-15 м

12

4

Порядок включения. Настройка и поверка радиокомпаса

Повторить работу с радиокомпасом

 

 

Зачет

 

 

 

ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ:

«ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ»

 

1.Пояснительная записка

                                      1.1.Учебная цель

 

После завершения изучения дисциплины курсант должен знать:

  • конструкцию ВС;
  • работу систем ВС;
  • устройство ВПУ;
  • эксплуатационные характеристики и ограничения ВС характерные признаки отказов и неисправностей и методы их устранения;
  • особенности эксплуатации в различных погодных условиях. Уметь:

грамотно использовать полученные теоретические знания в практической деятельности.

Вид контроля знаний: экзамен.

 

    1. Методические указания

 

При  изучении    ЭАТ     необходимо     уяснить     основные     положения     по      технической 

эксплуатации авиационной техники, эксплуатацию самолета, двигателя АО и РЭО  на земле и в воздухе.  Отработать действия летчика в особых случаях в полете. Пройти комплексные тренировочные занятия. На практических занятиях закреплять знания, полученные на тренировочных занятиях.

  1. Тематический план

 

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

1

Основные положения по технической эксплуатации авиационной техники

2

2

Эксплуатация самолета, двигателя, авиационного и радиоэлектронного оборудования на земле и в полете

9

3

Действия летчика в особых случаях в полете

4

4

Комплексные тренировочные занятия

3

 

Зачет

2

 

Итого

20

 

3.Содержание тем

 

Тема № 1. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ САМОЛЕТА АН-2.

        Основные положения по технической эксплуатации авиатехники Назначение и организация инженерно-авиационной службы. Размещение ВС на аэродроме. Меры безопасности при эксплуатации ВС. Прием ВС перед полетом и сдача его после полета. Техническая документация и порядок ее оформления. Подготовка авиационной техники к полетам. Виды и содержание всех форм технического обслуживания ВС. Меры пожарной безопасности на местах стоянок самолетов на аэродроме.

 

Тема № 2. ЭКСПЛУАТАЦИЯ САМОЛЕТА, ДВИГАТЕЛЯ, АВИАЦИОННОГО И РАДИОЭЛЕКТРОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА ЗЕМЛЕ И В ПОЛЕТЕ.

         Запуск, прогрев, проба и выключение двигателя. Правила пользования механизмами уборки и выпуска флаперонов. Правила пользования тормозами. Порядок эксплуатации двигателя и показания контрольных приборов на взлете, в наборе высоты, в горизонтальном полете, на планировании и пилотаже. Особенности эксплуатации авиационного и радиоэлектронного оборудования на земле и в воздухе.

 

Тема № 3. ДЕЙСТВИЯ ЛЕТЧИКА В ОСОБЫХ СЛУЧАЯХ В ПОЛЕТЕ.

        Определение особых случаев в полете. Характерные неисправности при работе двигателя, систем самолета и двигателя, авиационного и радиоэлектронного оборудования и их анализ. Обоснование действий летчика в особых случаях в полете.

 

Тема № 4. КОМПЛЕКСНЫЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ

        Предполетный осмотр самолета экипажем. Подготовка к запуску двигателя. Запуск и прогрев двигателя. Проба двигателя. Выключение двигателя.

 

Перечень литературы:

- РЛС самолета Ан-2;

- конструкция самолета, М-1990;

- штурманский справочник, Итников Х.Г., М-1978.

 

  1.       Тематическое планирование

 

№ урока

№ темы

Темы занятий

Задания на самоподготовку

1

1

Основные положения по технической эксплуатации авиатехники

Повторить основные положения

2

2

Особенности эксплуатации АО и РЭО на земле и в воздухе

Повторить особенности эксплуатации

3

2

Содержание предварительной и предполетной подготовки

Повторить содержания подготовок

4

2

Меры пожарной безопасности на местах стоянок самолетов

Повторить меры пожарной безопасности

5

2

Прием самолета перед полетом и сдача после полета

Повторить приемку и сдачу самолета

6

2

Меры безопасности при эксплуатации самолета

Повторить меры безопасности

7

3

Определение ОСП в полете

Повторить определение ОСП в полете

8

3

Обоснование действия летчика в ОСП

Повторить обоснование действий в ОСП

9

4

Запуск, прогрев, проба и выключение двигателя

Отработать действия при запуске, прогреве, пробе и выключении двигателя

10

4

Правила пользования тормозами

Отработать действия при торможении

 

 

Зачет

 

 

            ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ:

«ВОЗДУШНАЯ НАВИГАЦИЯ»

 

                                                                 1.Пояснительная записка

                                      1.1.Учебная цель

 

Дать курсанту необходимые знания воздушной навигации, направленные на обеспечение наибольшей точности, надежности и безопасности вождения ВС с целью вывода его по месту и времени на заданные объекты и аэродромы посадки.

После завершения изучения дисциплины курсант должен знать:

  • основы теории самолетовождения;
  • назначение и правила эксплуатации навигационно-пилотажного оборудования и РТО ВС;
  • особенности самолетовождения ВС в различных условиях полета;
  • особенности и правила ведения визуальной ориентировки в полете;
  • организацию штурманской службы и штурманское обеспечение полетов. Уметь:
  • уметь быстро и безошибочно решать практические штурманские задачи в полете;
  • грамотно эксплуатировать навигационно-пилотажное оборудование и РТО ВС в любых условиях навигационной обстановки;

Вид контроля знаний: экзамен.

 

  1. 2. Методические указания.

 

Занятия проводятся в штурманском классе с использованием схем, плакатов, разрезных нави- гационно-пилотажных приборов, макетов, полетных карт различных масштабов и штурманского снаряжения.

Теоретические занятия закреплять систематическим проведением штурманских тренажей.

Практические работы по прокладке маршрута и решению навигационных задач проводить с использованием полетных карт своего района полетов.

 

2.Тематический план

 

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

1

Краткие сведения по картографии

1

2

Измерение времени

1

3

Курс самолета. Авиационные магнитные компасы, курсовые системы и их применение

4

4

Высота полета. Устройство и применение барометрических высотометров

1

5

Воздушная скорость полета. Устройство и применение указателей воздушной скорости

2

6

Влияние ветра на полет самолета

3

7

Визуальная ориентировка

2

8

Применение радиотехнических средств СВЖ

3

9

Штурманская подготовка к полету

3

10

Штурманские правила выполнения полета по маршруту

3

 

Зачет

2

 

Итого

25

 

3.Содержание тем

 

Тема № 1. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ КАРТОГРАФИИ.

       Форма и размеры Земли. Система координат на земной поверхности. Единицы измерения расстояний. Линии пути и линии положения самолета на поверхности земного шара. Карты и картографические проекции. Классификация картографических проекций по характеру искаже- ний и по способу построения. Карты в равноугольной конической проекции. Карты в видоизмененной поликонической проекции. Карты в равноугольной цилиндрической проекции. Классификация и назначение авиационных карт. Содержание и оформление карты. Разграфка и номенклатура карт. Определение координат точки по карте.

 

Тема № 2. ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕМЕНИ.

        Годовое движение и суточное вращение Земли. Истинное солнечное, среднее солнечное и гражданское время. Местное, поясное и декретное время. Линия смены даты. Условия естественного освещения. Практическое определение моментов восхода и захода Солнца, наступления темноты и рассвета по графикам. Служба времени. Авиационные часы, устанавливаемые на самолете.

 

Тема № 3. КУРС САМОЛЕТА. АВИАЦИОННЫЕ МАГНИТНЫЕ КОМПАСЫ.

Курсы самолета и зависимость между ними. Краткие сведения о земном магнетизме. Назначение, принцип действия и устройство магнитного компаса. Девиация магнитных компасов и методика ее устранения. Применение GPS навигаторов.

 

Тема № 4. ВЫСОТА ПОЛЕТА.

Классификация высот полета по уровню начала отсчета. Барометрический метод измерения высоты. Использование барометрического высотомера. Инструментальные и методические ошибки барометрических высотомеров и методика их учета. Определение истинной высоты полета по барометрическому высотомеру. Определение приборной высоты для заданной истинной высоты полета.

 

Тема № 5.ВОЗДУШНАЯ СКОРОСТЬ ПОЛЕТА.

Аэродинамический метод измерения воздушной скорости. Приемники воздушных давлений. Использование указателя скорости. Инструментальные и методические ошибки указателей воздушной скорости и методика их учета. Расчет воздушной скорости полета.

 

Тема № 6. ВЛИЯНИЕ ВЕТРА НА ПОЛЕТ САМОЛЕТА.

Навигационный треугольник скоростей и его элементов. Расчет элементов навигационного треугольника скоростей с помощью ветрочета, навигационной линейки НЛ-10М и приближенно в уме. Зависимость навигационных элементов от изменения воздушной скорости, курса самолета, направления и скорости ветра.

 

Тема № 7. ВИЗУАЛЬНАЯ ОРИЕНТИРОВКА.

Отличительные признаки ориентиров. Правила ведения визуальной ориентировки. Способы определения места самолета по земным ориентирам. Ориентирование полетной карты в полете по компасу и земным ориентирам. Порядок ведения визуальной ориентировки. Чтение карты и распределение своего внимания при ведении визуальной ориентировки. Счисление и прокладка пути. Глазомерное определение направлений и расстояний. Определение с самолета дистанции до ориентира по вертикальному углу визирования. Приближенный расчет истинной и приборной воздушной скорости. Определение путевой скорости, пройденного расстояния и времени полета подсчетом в уме. Определение обратного курса следования.

 

Тема № 8. ПРИМЕНЕНИЕ РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СВЖ.

        Угломерные   радиотехнические    системы. Основные    радионавигационные  элементы. Определение места самолета пеленгованием двух радиостанций.

 

Тема № 9. ШТУРМАНСКАЯ ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТУ.

Общая, предварительная и предполетная штурманская подготовка летного состава, и ее содержание. Изучение района полетов. Общая подготовка полетной и бортовой карты. Прокладка маршрута на полетной карте. Предварительный и окончательный расчет полета. Инженерно-штурманский расчет полета. Изучение маршрута полета, средств РТО и метеорологических условий. Разработка штурманского плана полета. Штурманская проверка готовности летчика (экипажа) к полету.

 

Тема № 10. ШТУРМАНСКИЕ ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТА ПО МАРШРУТУ.

Общие правила и основной порядок самолетовождения. Способы выхода на исходный путь маршрута (ИПМ). Способы выхода на линию заданного пути (ЛЗП): с курсом, рассчитанным перед полетом по известному ветру; подбором курса следования (Ксл) по створу; ориентиров; подбором курса следования по линейному ориентиру; исправление курса по боковому уклонению у первого контрольного ориентира. Контроль пути по направлению и дальности. Полный контроль пути. Исправление пути.

 

Перечень литературы:

 

- Штурманский справочник Х.Г. Итников, М-1978;

- Авиационная картография и топография Шабунин, 1986

 

 

4.Тематическое планирование

 

№ урока

№ темы

Темы занятий

Задания на самоподготовку

11

1

Система координат на земной поверхности

Решить задачу

2

2

Авиационные часы, устанавливаемые на самолете

Повторить измерение времени

3

3

Курсы самолета и зависимость между ними

Выучить определение курса

4

3

Девиация магнитных компасов

Методы устранения девиации

5

4

Классификация высот

Повторить классификацию высот

6

5

Расчет воздушной скорости полета

Решить задачу

7

6

Навигационный треугольник скоростей

Выучить элементы НТС

8

6

Зависимость курса самолета от направления ветра

Повторить зависимость курса от ветра

9

7

Отличительные признаки ориентиров

Правила ведения визуальной ориентировки

10

8

Полет по радиостанции с использованием АРК-15А

Отработать действия при работе с АРК-15А

11

8

Угломерные радиотехнические системы

Повторить угломерные системы

12

9

ИШТ полета. Линейка НЛ-10

Повторить ключи для решения задач по линейки НЛ-10

13

9

Штурманская подготовка к полету

Закончить прокладку маршрута

14

10

Общие правила СВЖ

Повторить правила СВЖ

15

10

Способы выхода на ЛЗП

Повторить способы выхода на ЛЗП

 

 

Зачет

 

 

           

            ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ:

«АВИАЦИОННАЯ МЕТЕОРОЛОГИЯ»

 

  1. Пояснительная записка
    1. Учебная цель.

 

Дать курсанту необходимые знания авиационной метеорологии, которые ответят на во- просы:

  • как метеорологические условия влияют на полеты ВС;
  • как обеспечить их безопасность, в метеорологическом отношении. После завершения изучения дисциплины курсанту должен знать:
  • метеорологические процессы;
  • особенности метеорологического обеспечения полетов на малых и средних высотах; Уметь:
  • проводить анализ метеоинформации при принятии решения на полет. Вид контроля знаний: экзамен.

 

    1. Методические указания

 

Изучение программы по метеорологии увязывать с задачами летной подготовки. Основное внимание уделить на усвоение пилотом явлений погоды, опасных для воздушных судов, умение читать синоптическую карту и грамотно оценивать метеорологическую обстановку.

 

2.Тематический план

 

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

1

Метеорологические элементы

2

2

Опасные для авиации явления погоды

3

3

Анализ и оценка метеорологией обстановки по синоптическим картам

2

4

Метеорологическое обеспечение полетов и перелетов

2

 

Зачет

2

 

Итого

11

 

3.Содержание тем

 

Тема № 1. МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

        Международная стандартная атмосфера (МСА). Взаимозависимость давления, температуры, плотности.

Атмосферное давление. Единицы его измерения. Изменение давления с высотой. Приведение давления к среднему уровню моря.

Влияние атмосферного давления на полет.

Плотность воздуха. Единицы ее измерения. Изменение плотности с высотой. Влияние плотности на полет.

Температура воздуха. Определение и единицы измерения. Нагрев и охлаждение земной по- верхности и нижних слоев атмосферы, изменения температуры с высотой, вертикальный температурный градиент, инверсия. Влияние температуры воздуха на выполнение полета.

Влажность воздуха. Определение влажности. Абсолютная и относительная влажность, дефицит влажности, точка росы, дефицит точки росы, удельная влажность. Зависимость влажности воздуха от температуры. Конденсация. Сублимация водяного пара. Влияние влажности на выполнение полета

Видимость. Определение видимости. Видимость на ВПП. Метеорологическая дальность видимости. Наклонная и вертикальная видимость. Зависимость видимости от различных факторов.

Облака. Условия образования облаков, их классификация, структура. Видимость в облаках. Осадки. Основные определения, классификация. Связь с видами облачности. Влияние на видимость. Общепринятые условные обозначения.

Влияние облачности, осадков и видимости на выполнение полета.

Ветер. Причины его образования. Сила и направление ветра. Изменение ветра с высотой. Влияние ветра на выполнение полета.

 

Тема № 2. ОПАСНЫЕ ДЛЯ АВИАЦИИ ЯВЛЕНИЯ ПОГОДЫ.

Туманы. Определения тумана и дымки. Условия образования туманов и их влияние на полет.

Видимость в тумане. Радиационный туман. Адвективный туман. Фронтальный туман.

Грозы и шквалы. Определение грозы и шквала. Условия, способствующие их возникновению. Характерная форма. Скорость распространения. Образование внутримассовых гроз. Возникновение фронтальных гроз. Опасность для полетов. Условия возникновения молнии и грома. Виды молний: линейная, плоская, шаровая.

 

Тема № 3. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА МЕТЕОРОЛОГИЕЙ ОБСТАНОВКИ ПО СИНОПТИЧЕСКИМ КАРТАМ.

       Правильно проводить анализ метеообстановки. Анализ фактической погоды. Анализ по синоптическим картам, согласно метеонаблюдениям аэропорта Благовещенск.

 

Тема № 4.МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛЕТОВ И ПЕРЕЛЕТОВ.

       Совместная работа с синоптиками аэропорта Благовещенск по метеорологическому обеспечению полетов и перелетов

Перечень литературы:

 

- Наставления по метеорологическому обеспечению (НМО ГА-95г).;

- Авиационная метеорология и метеообеспечение полетов, 1993 г.

 

4.Тематическое планирование

 

№ п/п

№ темы

Темы занятий

Задания на самоподготовку

1

1

Метеорологические элементы

Повторить определения метеоэлементов

2

2

Определение грозы и шквала. Условия образования гроз

Повторить условия образования гроз

3

2

Обледенение. Способы борьбы с обледенением

Повторить способы борьбы с обледенением

4

3

Оценка метеообстановки по картам погоды

Научиться работать с картами погоды

5

4

Виды разведки погоды

Выучить виды разведки погоды

 

 

Зачет

 

 

 

 

 

                        ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ:

        «РАДИОСВЯЗЬ И РТО ПОЛЕТОВ»

 

      1. Пояснительная записка.
        1. Учебная цель.

 

Изучить с курсантом правила и порядок ведения радиосвязи, и типовую фразеологию радиообмена в сети УВД «борт-земля» как при выполнении учебных полетов в районе аэродрома, так и при полетах по МВЛ 2ой категории.

Пилот должен продемонстрировать знание обычной и аварийной радиотелефонной связи с использованием правильной фразеологии радиообмена.

Вид контроля знаний: зачет.

        1. Методические указания

 

Занятия должны проводиться в специально оборудованном классе и непосредственно на радиотехнических средствах обеспечения полетов.

Занятия по изучению и тренировке в приеме на слух радиотелеграфных знаков проводить согласно методической разработке «Обучение летного состава приему на слух радиотелеграфных знаков».

 

 

  1. Тематический план

                                                                          

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

1

Основные положения по организации радиосвязи при выполненении полетов в воздушном пространстве РФ

2

2

Правила радиообмена

4

3

Средства связи и РТО полетов

2

 

Зачет

2

 

Итого

10

 

3.Содержание тем

 

Тема № 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАДИОСВЯЗИ.

        Организация авиационной радиосвязи в ГА. Управление полетами в районе аэродрома и по МВЛ. Назначение и распределение каналов связи. Составление плана связи на полет.

 

Тема № 2. ПРАВИЛА РАДИООБМЕНА

Правила ведения радиосвязи и фразеология радиообмена при выполнении учебных полетов.

Установление и ведение воздушной радиосвязи и фразеология радиообмена, при выполнении полетов по маршруту. Состав сообщения. Адресация сообщений. Категории сообщений. Порядок очередности. Отказ радиосвязи. Принятие мер к восстановлению радиосвязи. Прослушивание ДПРМ аэродрома посадки. Решение о продолжении полета. Высоты, выделяемые для полета при потере радиосвязи. Действия экипажа при потере радиосвязи.

Радиоданные: своего аэродрома;

  • запасных аэродромов; соседних аэродромов в МВЗ.

Организация аварийно-спасательных сетей в диапазоне МВ. Частоты.

Передача и прием: сигнала бедствия;

  • сигнала срочности; сигнала безопасности. Аварийный график связи.

Введение радиомолчания.

Правила перехвата (по ИКАО) и радиосвязь во время перехвата.

 

Тема № 3. СРЕДСТВА СВЯЗИ И РТО ПОЛЕТОВ

      УКВ радиостанция, работа связи самолета с наземными и бортовыми радиостанциями. Конструкция и эксплуатация КВ радиостанции, радиокомпаса, самолетного переговорного устройства.

 

Перечень литературы:

 

- Федеральные правила использования воздушного пространства РФ». Постановление Пра- вительства № 138 от 11.03.2010;

- ФАП   полетов в               воздушном         пространстве   России».   Приказ   МО,   МТ,    РА-КА

№136/42/51, 31.03.2002.

- ФАП «Подготовка и выполнения полетов в ГА РФ». Приказ МТ № 128, 31. 2007.

09.

- ФАП «Осуществление радиосвязи в ВП РФ». Приказ МТ №109, 14. 11. 2007г.

- В. Олянюк «Авиационная радиосвязь». М., Транспорт, 1990г.

- «Правила и фразеология радиообмена при выполнении полетов и управлении воздушным движением». Москва, «Воздушный транспорт», 2000г.

 

 

 

 

4.Тематическое планирование

 

№ урока

№ темы

Темы занятий

Задания на самоподготовку

1

1

Организация связи при аэродромных полетах

Повторить организацию связи

2

2

Радиодисциплина

Выучить определение радиодисциплины

3

2

Порядок вызова, ответа на вызов, радиообмена, дачи квитанции

Обработать действия на тренаже

4

3

Размещение средств связи и РТО на аэродроме

Изучить схему размещения

 

 

Зачет

 

 

 

ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ:

«АВИАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА»

 

1.Пояснительная записка.

1.1.Учебная цель.

 

Дать курсанту необходимые знания в области авиационной медицины.

    После завершения изучения дисциплины курсант должен знать:

- особенности летного труда;

- влияние высоты полета на организм летчика;

- влияние перегрузок на организм летчика;

- пути и средства повышении работоспособности выносливости;

- медицинский контроль;

- самопомощь и взаимопомощь.

 

1.2.Методические указания

                                                                         

Занятия по авиационной медицине должны проводиться в специально оборудованном классе с использованием макетов и других наглядных пособий.

 

2.Тематический план

 

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

1

Особенности летного труда

1

2

Влияние высоты полета на организм летчика

1

3

Влияние перегрузок на организм летчика

1

4

Медицинский контроль за летным составом

1

5

Самопомощь и взаимопомощь

1

 

Итого

5

 

Перечень литературы:

 

-Энциклопедия пилота ДОСААФ России, 2011г.

 

4.Тематическое планирование

 

№ урока

№ темы

Темы занятий

Задания на самоподготовку

1

1

Воздействие физических факторов внешней среды на организм

Повторить воздействия физических факторов на организм

2

2

Влияние перепадов барометрического давления на организм человека

Повторить влияние перепадов давления на организм

3

3

Влияние перегрузок на кровообращение

Повторить влияние перегрузок на организм

4

4

Медицинский контроль за физической подготовкой летного состава

Повторить значение медицинского контроля

5

5

Способы остановки кровотечения

Повторить само- и взаимопомощь

 

 

            ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ:

«ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ»

 

      1. Пояснительная записка
        1. Учебная цель

 

Изучить со слушателями методы организации поиска и спасания экипажей самолета, терпящих бедствие.

Уметь:

  • правильно использовать имеющиеся средства аварийной связи для своевременного оповеще- ния спасательных служб об аварийной ситуации
  • уметь применять имеющееся спасательное оборудование.

 

                                                                   1.2.Методические указания

 

Изучение данной дисциплины производится под руководством преподавателя с использованием методических схем, презентаций и применением технических средств показа.

 

  1. Тематический план

 

 

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

1

Основные принципы организации ПСО полетов авиации

2

2

Действия экипажа воздушного судна терпящего бедствие

6

3

Самопомощь и взаимопомощь

2

 

Итого

10

 

3.Содержание тем

                                                                        

Тема № 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСО ПОЛЕТОВ АВИАЦИИ

         Основные принципы организации поиска и спасания. Организация дежурства и степени готовности поисково-спасательных сил и средств. Оповещения аварийно-спасательной команды (АСК). Время развертывания спасательных расчётов.

 

Тема № 2. ДЕСТВИЯ ЭКИПАЖА ВОЗДУШНОГО СУДНА ТЕРПЯЩЕГО БЕДСТВИЕ

           Действия экипажа перед вынужденной посадкой. Действия при приземлении с парашютом на сушу, на воду. Действия после вынужденной посадки.

 

Тема № 3.САМОПОМОЩЬ И ВЗАИМОПОМОЩЬ

           Использование самолетной аптечки и подручных средств. Первая помощь при переломах костей, ранениях. Эвакуация раненых различными способами: на руках, носилками, транспортом.

 

 

Перечень литературы:

 

- наставления по ПСО полетов и парашютных прыжков

 

4.Тематическое планирование

 

 

№ урока

№ темы

Темы занятий

Задания на самоподготовку

1

1

Основные принципы организации поиска и спасения

Повторить принципы поиска и спасения

2

2

Действия экипажа перед вынужденной посадкой

Отработать действие перед вынужденной посадкой

3

2

Действия при приземлении с парашютом на сушу и воду

Действия при приводнении

4

2

Действия после вынужденной посадки

Отработать действия

5

5

Использование самолетной аптечки

Отработать действия

 

 

                        ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ:

«ПОЛОЖЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ЛЕТНУЮ РАБОТУ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСТНОСТИ ПОЛЕТОВ, ИПП В РАЙОНЕ АЭРОДРОМА»

 

      1. Пояснительная записка
        1. Учебная цель.

 

Изучить с курсантами ряд документов, непосредственно связанных с организацией и обеспе- чением безопасности полетов.

После завершения изучения дисциплины курсант должен Знать:

положение документов по организации и проведению летной работы и обеспечению ее без- опасности.

Уметь:

  • правильно руководствоваться требованиями воздушного кодекса и нормативными докумен- тами.
  • правильно применять положения этих документов в целях обеспечения безопасности полетов. Вид контроля знаний: экзамен.

 

        1. Методические указания

 

Изучение указанных документов производится под руководством преподавателя с использо- ванием методических схем, презентаций и применением технических средств показа.

 

2.Тематический план

 

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

1

Положение ВК и ФАПП ГА по ИВП, организации выполнения полетов и обеспечению безопасности полетов. КУЛП авиации ДОССАФ России: содержание планируемых к выполнению УТП

1

2

Инструкция по производству полетов на аэродроме «Тамбовка»

4

 

Итого

5

 

 

3.Тематическое планирование

 

№ урока

№ темы

Темы занятий

Задания на самоподготовку

1

1

Изучение статей воздушного кодекса РФ

Повторить статьи ВК РФ

2

2

Описание аэродрома

Повторить описание аэродрома

3

2

Район аэродрома

Нарисовать схему района аэродрома R=50 км

 

 

                        ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ:

«РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА АН-2»

 

                                                                 1.Пояснительная записка

                                      1.1.Учебная цель

 

      Изучить с курсантами руководство по летной эксплуатации самолета непосредственно. на котором будут выполняться полеты.

      После завершения изучения курсант должен знать:

- руководство по летной эксплуатации самолета;

- основные эксплуатационные данные и летные ограничения самолета;

- параметры и режимы полета;

- технику выполнения элементов полета;

- действия экипажа в ОСП.

 

1.2.Методические указания

 

       Изучение РЛЭ производится под руководством преподавателя с использованием методических схем, презентаций и применением технических средств показа.

 

2.Тематический план

 

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

1

Предполетный осмотр самолета экипажем

5

2

Подготовка двигателя к запуску

5

3

Запуск, прогрев, опробование и остановка двигателя

6

4

Действие экипажа в ОСП

4

5

Аварийное покидание самолета

4

 

Зачет

3

 

Итого

27

 

Перечень литературы:

 

- Руководство по летной эксплуатации.

 

3.Тематическое планирование

 

№ урока

№ темы

Темы занятий

Задания на самоподготовку

1

1

Осмотр самолета

Повторить осмотр самолета

2

1

Осмотр силовой установки

Повторить осмотр СУ

3

1

Осмотр кабины

Повторить осмотр кабины

4

2

Подготовка к запуску при температуре наружного воздуха  +5 0 С и ниже

Повторить запуск

5

2

Подготовка к запуску при отрицательных температурах

Повторить запуск

6

2

Контроль положения створок

Повторить контроль створок

7

3

Ручной запуск двигателя

Повторить запуск

8

3

Прогрев двигателя

Повторить прогрев

9

3

Остановка двигателя стоп-краном

Повторить остановку двигателя

10

4

Снование действий экипажа в ОСП

Повторить обоснование действий

11

4

Действие экипажа при отказе двигателя на различных этапах полета

Отработать действия при отказе двигателя

12

5

Правила покидания самолета в воздухе

Повторить правила покидания в воздухе

13

5

Правила покидания самолета после вынужденной посадки на воду

Повторить покидание при приводнении

 

 

Зачет

 

 

 

                 ЧАСТЬ 2. ПРОГРАММА ЛЁТНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

ТРЕНАЖНАЯ ПОДГОТОВКА ПИЛОТОВ НА ВОЗДУШНЫХ СУДАХ

(с аэродинамическим управлением)

 

Тренажи в кабине ВС.

 

Цель. Отработать штатные процедуры согласно РЛЭ (задача 1) подготовить летный состав к действиям в особых случаях в полете (задача 2) и действиям при вынужденном покидании ВС с парашютом (задача 3).

 

Содержание задачи

Первоначальный

Периодический

Час. мин.

Задача 1. Тренаж по отработке штатных Процедур.

2.00

0.30

Задача 2. Тренаж по обработке действий в особых случаях в полете

3.00

2.00

Задача 3. Тренаж по отработке действий при вынужден-

ном покидании ВС с парашютом приведение в действие ПБС.

1.00

0.30

 

Общие положения.

 

Тренажи проводятся в той кабине, в какой специалист выполняет полеты на самолете В случае, если командир воздушного судна - инструктор должен приступить к выполнению полетов из передней кабины (перегонка ВС, показательные выступления и т.д.), ему перед началом полетов на самолете необходимо пройти тренажи из передней кабины по задачам 1 и 2 настоящей Программы.

В соответствии с настоящей Программой тренажи по каждой из задач проводятся в два этапа:

Упражнение 1 «Наземная подготовка»; Упражнение 2 «Подготовка вторых пилотов».

Наземная подготовка и тренаж на ВС проводятся в полном составе экипажа.

Наземную подготовку и тренаж на ВС следует проводить в один день. Допускается раздельное планирование, но в этом случае перерыв между наземной подготовкой и тренажем на самолете не должен превышать 7 суток. Если длительность перерыва превышает указанный срок, то наземная подготовка проводится повторно.

В процессе проведения занятий руководитель тренажа должен учитывать, что указания, изложенные в разделе РЛЭ «Особые случаи в полете» следует рассматривать как основные, так как действия в особых случаях в полете, направленные на сохранение жизни людей и самолета, определяются конкретной обстановкой, условием полета и временем, которым располагает экипаж.

По мере поступления дополнений и изменений в РЛЭ самолета, а также при накоплении опыта в проведении тренажей в кабине самолета в методику и технологические карты (вводные задачи) решением летно-методического совета включаются соответствующие поправки.

 

 

            НАЗЕМНАЯ ПОДГОТОВКА, ПРОВЕРКА ЗНАНИЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ, НАСТАВЛЕНИЙ И ИНСТРУКЦИЙ.

 

№ задачи

№ упражнения

Содержание наземной подготовки (проводимых мероприятий)

Кол-во часов

Должность, фамилия лица, проводившего занятия

1

Ознакомление курсантов с содержанием летной программы. Изучение задачи и упражнений КУЛП.

1

ЗЛП и БП

1

Поверка знаний курсантами конструкции самолета, двигателя, оборудования кабины и правила их эксплуатации на земле и в воздухе.

5

ЗЛП и БП

1

Изучение документов, регламентирующих летную работу. Ознакомление с обязанностями спец. группы, руководства и обеспечения полета.

3

ЗЛП и БП

1

Изучение инструкции по производству полетов в районе аэродрома и ознакомление с районами полетов в радиусе 150 км.

8

ЗЛП и БП

1

Тренировка в запуске и пробе двигателя, введении радиообмена и в действиях в особых случаях в полете.

1

ЗЛП и БП

1

Проверка знания курсантами правил покидания самолета и тренировка в катапультировании на тренажере НКТЛ.

5

ЗЛП и БП

1

Подготовка к выполнению полетов в зону и по кругу для отработки элементов полета по кругу, парашютирования, простого и сложного пилотажа.

6

ЗЛП и БП

1

Подготовка к выполнению полетов в зону и по кругу для отработки элементов полета по кругу, парашютирования простого и сложного пилотажа.

6

ЗЛП и БП

2

Подготовка к полетам по приборам под шторкой в зоне и по системе с прямой.

4

ЗЛП и БП

2

Подготовка к полетам по приборам под шторкой в зоне и по системе с прямой.

4

ЗЛП и БП

 

ПОДГОТОВКА ВТОРЫХ ПИЛОТОВ

                                                          

Методические указания

 

1.Программа определяет содержание, объем, условия и последовательность подготовки вторых пилотов.                                                       

      В результате выполнении программы второй пилот должен грамотно эксплуатировать системы и оборудование самолета, выполнять взлет, заход на посадку и посадку днем (ночью) в составе экипажа. Все полеты по программе второму пилоту выполнять со своего рабочего места по упражнениям, указанным в таблице.

2.Программа предусматривает первоначальную подготовку курсантов-летчиков, выпускников (летчиков) летных училищ, командиров воздушных судов, ранее не выполнивших полета на данных типах самолетах, переучивание вторых пилотов на данные типы самолетов.

3.при прохождении программы второй пилот получает следующие допуска в составе экипажа:

- к полетам в районе аэродрома в ПМУ;

- к полетам на выброску парашютистов.

4.Ответственость за безопасность полета при обучении и тренировке второго пилота во всех случаях несет командир воздушного судна.

 

Перечень упражнений летной подготовки программы 5

Подготовка вторых пилотов

 

№ упражнения

Наименование упражнения

Минимальное количество полетов

Подготовка днем

23

Вывозной полет в зону

1

24

Вывозной полет по кругу

2

25

Контрольный полет в зону

1

28

Контрольный полет на выброску парашютистов (десантирование)

1

30

Контрольный полет на проверку техники пилотирования

РН

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УПРАНЕНИЙ

 

Упражнение 23

Вывозной полет в зону

 

Метеоусловия: день (ночь)10           ---           4(5)

                                                        Нз+100

 

Цель упражнения: ознакомить второго пилота с пилотированием самолета и показать работу с оборудованием кабины в полете.

Задание на полет: выполнить полет в зону по схеме, установленной для данного аэродрома. Взлет, заход на посадку выполнить совместно с инструктором-летчиком.

В зоне отработать:

- горизонтальный полет, набор высоты;

- виражи, развороты с выходом на заданный курс;

- пилотирование при выпуске и уборке шасси и механизации;

- работу с оборудованием кабины.

Оценке подлежат отрабатываемые элементы.

МЕРЫ БЕЗОПАСТНОСТИ:

- точно выдерживать место в зоне;

- постоянно вести осмотрительность и радиоосмотрительность;

- выдерживать заданные параметры полета;

- следить за температурным режимом работы двигателя;

- следить за расходом топлива по группам, не допуская разницы более 150 литров.

При обнаружении отклонений от заданных параметров немедленно доложить КВС.

 

 

Упражнение 24

Вывозной полет по кругу

 

Метеоусловия: день (ночь)10           ---           4(5)

                                                        Нкр+100

 

Цель упражнения: сформировать навыки второго пилота с пилотированием самолета на взлете, при полете по кругу, заходе на посадку и посадке.

Задание на полеты: полеты выполнить по кругу, второй полет – с уходом на второй круг.

В полете отработать:

- взлет;

- пилотирование самолета при уборке и выпуске шасси и механизации;

- пилотирование самолета при заходе на посадку;

- расчет, посадку;

- пробег и торможение.

Оценка подлежит отрабатываемые элементы.

МЕРЫ БЕЗОПАСТНОСТИ:

- постоянно вести осмотрительность и радиоосмотрительность;

- следить за температурным режимом работы двигателя;

-следить за расходом топлива;

-не допустить разницы по группам баков более 150 литров;

- на глиссаде контролировать высоту по удалению к ВПП;

- при отказе авиационной техники действовать согласно инструкции экипажу.

 

 

Упражнение 25

Контрольный полет в зону

 

Метеоусловия: день (ночь)10           ---           4(5)

                                                        Нкр+100

 

Цель упражнения: сформировать навыки второго пилота в пилотировании самолета на взлете, при полете в зону, по кругу, заходе на посадку и посадке.

Задание на полеты: выполнить полеты в зону. Полет второго пилота в пилотировании самолета на взлете, при полете в зону, по кругу, заходе на посадку и посадке.

В полете выполнить:

- влет;

- пилотирование самолета при уборке и выпуске шасси и механизации крыла;

- пилотирование самолета в зоне, по кругу, при заходе на посадку;

- расчет, посадку;

- пробег и торможение;

- пилотирование самолета при уходе на 2-й круг;

- посадку с механизацией крыла, выпущенной во взлетное положение. По результатам выполнения полета сделать вывод о допуске второго пилота к полетам в районе аэродрома в составе экипажа.

Оценке подлежат выполняемые элементы.

МЕРЫ БЕЗОПАСТНОСТИ:

- постоянно вести осмотрительность и радиоосмотрительность;

- следить за температурным режимом работы двигателя;

- следить за расходом топлива;

- не допустить разницы по группам баков более 150 литров;

- на глиссаде контролировать высоту по удалению к ВПП;

- при обнаружении отклонений в параметрах работы авиационной техники доложить КВС, дествоать согласно инструкции экипажу.

 

 

Упражнение 85

Контрольный полет на выброску парашютов

(десантирование)

 

Метеоусловия: день (ночь)10           ---           4(5)

                                                        Ндес+100

Цель упражнения: сформировать навыки второго пилота в выброске парашютистов (десантировании).

Задание на полет: выполнить полет на выброску парашютистов (десантирование).

В полете отработать:

- технику пилотирования;

- взаимодействие членов экипажа на боевом курсе;

- пилотирование самолета на боевом курсе;

- эксплуатацию авиационной техники;

- ведение радиосвязи.

Оценке подлежат отрабатываемые элементы.

По результатам контрольного полета сделать вывод о допуске второго пилота к выбросу парашютистов (десантированию) в составе экипажа. Проверку и допуск записать в летные книжки.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ:

- иметь постоянную радиосвязь и вести четкий радиообмен с руководителем выброски;

- до полета отработать действия экипажа в особых ситуациях при выброске парашютистов;

- в полете строго выдерживать элементы построения схемы набора высоты и снижения после выполнения выброски парашютистов;

- не допускать времени серии больше максимально допустимого;

- в особых ситуациях при выброске парашютистов действовать согласно инструкции, согласуя все свои действия с руководителем полетов (руководителем выброски).

 

 

Упражнение 30

Контрольный полет на проверку техники пилотирования

 

Цель упражнения: проверить технику пилотирования второго пилота.

Условия выполнения: полет выполнить по маршруту, в зону или по кругу при метеоусловиях не ниже минимума инструктора (проверяющего).

Порядок выполнения элементов упражнения определить летчику-инструктору.

Задание на полет: в полете отработать:

- взлет;

- набор высоты и снижение с заданной вертикальной скоростью;

- горизонтальный полет и развороты с задросселированным двигателем;

- заход на посадку с использованием посадочных систем;

- посадку;

- работа с оборудованием кабины;

- взаимодействие с членами экипажа;

- ведение осмотрительности;

- ведение радиосвязи.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ:

- перед входом в облака (закрытием шторок) сличить показания пилотажных приборов с действительным положением самолета;

- инструктор в случаях отклонений от заданных режимов за допустимые пределы, когда не гарантируется безопасность полета, обязан открыть шторки, а при необходимости вмешаться в управление;

- не допускать превышения допустимой вертикальной скорости снижения;

- при достижении высоты пролета ДПРМ (БПРМ) снижение прекратить до его прохода;

- при отказе авиатехники действовать согласно инструкции экипажу.

 

 

 

 

 

Заместитель начальника

АНО ДО «Амурский аэроклуб ДОСААФ России»                                                      

по летной подготовки и безопасности полетов                                                      А.А. Малиновский

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий